Новые требования к ИТ
В перспективе программное обеспечение должно будет поддерживать ключевые процессы, возможность обмена данными в масштабах предприятия и гибкой интеграции в так называемые цепочки создания ценности. Учет энергопотребления, охлаждения и площади – безусловно значимые функции, но предоставляемые услуги не менее важны. Поэтому DCIM-решение должно охватывать все уровни ИТ-ресурсов ЦОДа. Компаниям, вставшим на путь цифровизации, нецелесообразно и дальше использовать ПО, которое не сможет поддержать такой переход. Им необходимо решение, которое поможет реализовать намеченные изменения и справиться с будущими задачами.
"> Все больше компаний отказываются от использования собственного (корпоративного) ЦОДа, и эта тенденция определяет направление развития современных DCIM-систем. Если вы переносите свои серверы и сети к поставщику услуг colocation, то уже не вы, а он следит за надлежащим функционированием соответствующего оборудования. А вы при наличии перспективного DCIM-решения можете уделить больше внимания увеличению добавленной стоимости своих услуг. При переходе к распределенной среде невозможно управлять процессами ее функционирования при помощи DCIM-решения, ориентированного на классическую модель ЦОДа.
Эта тенденция имеет и финансовую сторону. Возможности экономии за счет аппаратных и физических аспектов себя исчерпали. Дальнейшее ощутимое сокращение издержек может быть достигнуто только в результате комплексной оптимизации, в том числе на виртуальном и прикладном уровнях. Только гибридная DCIMсистема даст прозрачную картину всей инфраструктуры и позволит управлять всем массивом данных о ней из одного места, что приведет к повышению их доступности и качества.
Такая система, поскольку она обеспечивает наличие всех необходимых данных, их достоверность, актуальность и согласованность, позволяет быстро анализировать нужные параметры. Специалисты и руководство, имея под рукой прямой доступ к необходимой информации (например, о договорах обслуживания), могут принимать более грамотные решения. Кроме того, все удаленные ИТ-подразделения через доступ к единому источнику достоверных и актуальных данных связываются в единую согласованную сеть. Все это позволит перейти от реагирования на случившееся событие к плановому упреждающему управлению инфраструктурой.
Два подхода
Неоднократно приходилось видеть, что при выборе DCIM-решения заказчики с подачи консультантов «сравнивают яблоки с апельсинами», совершенно искренне не понимая этого. Они подробно изучают отдельные функциональные области, игнорируя фундаментальные различия между концепциями, лежащими в основе DCIM-инструментов.
Современные DCIM-системы, исходя из истории их развития и задач, для которых они изначально разрабатывались, стратегически можно разделить на две группы.
Первая группа – решения, вышедшие из систем управления зданием. Они изначально разрабатывались для управления работой систем электропитания и кондиционирования зданий. Оттуда они перешли в ИТ-сектор (так называемую белую зону) и стали использоваться для управления стоечным оборудованием. Данная группа ориентирована на работу в пределах одной площадки. В силу своей специфики в этих инструментах сильно развиты функции мониторинга и контроля. Их, как правило, устанавливали локально, и изначально они не имели сетевых функций и не предусматривали интеграцию.
Вторая группа – инструменты, которые выросли из управления серверами и кабелями и развились в комплексные решения для управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Со временем в них появились функции управления инженерными коммуникациями (так называемой серой зоной). Инструменты этой группы в большей степени ориентированы на мониторинг объектов компании в целом и в меньшей – каждого отдельного ЦОДа. Они обладают огромными функциональными возможностями с точки зрения комплексных стандартизированных процессов. При этом в некоторых областях они несколько уступают инструментам первой группы: функции управления системами кондиционирования, например, у них не настолько детализированы, поскольку с самого начала они были ориентированы на интеграцию и сетевое взаимодействие.
Решения первой группы можно отнести к модели развития, которую условно назовем «снизу – вверх» (от управления инженерными системами к управлению ИТ-инфраструктурой), а второй группы – к модели развития «сверху – вниз» (добавление необходимой функциональности).
Что выбрать?
Ценность ИТ для компании зависит от качества управления ЦОДом. Ценность ИТ-сервисов также обусловлена тем, насколько грамотно осуществляется управление ими. При этом эффективно управлять и ЦОДом, и ИТсервисами с помощью одного и того же инструмента невозможно.
Проблема выбора DCIM-решения связана с тем, что пользователи составляют обширный список необходимых функций, но не сообщают, какие задачи предполагается решать: одно дело – управлять инфраструктурой отдельного ЦОДа, а другое – инфраструктурой всех объектов предприятия.
При выборе также необходимо учитывать планы на будущее. Вопрос приобретения DCIM-решения, как правило, встает в контексте строительства нового ЦОДа. Соответственно требования к решению формулируются только для этого конкретного объекта.
В результате внедряется система, которая оказывается негодной, когда через некоторое время возникает необходимость управлять всеми ЦОДами компании и другой важной ее ИТ-инфраструктурой. Кроме того, бывают ситуации, когда компания арендует оборудование у поставщика услуг colocation, а также создает собственную периферийную инфраструктуру на своих площадках. При выборе решения только для одного ЦОДа желательно учитывать и такие перспективные сценарии. Бэкграунд систем определяет фундаментальные различия в их применимости, которые не очевидны при простом сравнении функций.